Развитие законодательства о банкротстве Распечатать

19.05.2017

Начало развития законодательства об экономической несостоятельности в его современном виде было положено в 2000 году принятием Закона Республики Беларусь «Об экономической несостоятельности (банкротстве)».
Этот Закон имел хорошую концептуальную основу и зарекомендовал себя весьма положительно.
В дальнейшем Закон претерпел существенные изменения в связи с принятием ряда актов Главы государства, регулирующих различные аспекты проведения процедур банкротства.
Действующий в настоящее время Закон также называется «Об экономической несостоятельности (банкротстве)» и является комплексным законодательным актом, кодифицирующим законодательные акты в сфере экономической несостоятельности и учитывающим практику правоприменения с 2001 года.
В действующем Законе реализованы следующие принципы:
постоянный мониторинг финансового состояния организаций в целях выявления кризисных предприятий;
недопущение «каскада» банкротств путем реализации планов финансового оздоровления предприятий;
защита от банкротства стратегически значимых субъектов хозяйствования;
координация органов власти всех уровней по финансовому оздоровлению и предотвращению банкротств путем организации деятельности специальных комиссий по предупреждению экономической несостоятельности (банкротства);
дополнительная имущественная (субсидиарная) ответственность руководителей, чьими действиями (бездействием) было вызвано банкротство;
приоритетность санации, наличие правовых и экономических механизмов стимулирования ее проведения;
создание условий для привлечения инвесторов, в том числе иностранных.

Досудебное оздоровление

Закон закрепляет практику реабилитации неплатежеспособных организаций путем выбора необходимой процедуры преодоления экономической несостоятельности в каждом конкретном случае.
В обязательном порядке через комиссии по предупреждению экономической несостоятельности (банкротства), созданные при всех органах государственного управления, проходят все государственные или с долей государства организации, но также в комиссии вправе обратиться предприятия частного сектора и индивидуальные предприниматели.
Так, еще на этапе досудебного финансового оздоровления комиссиями проводятся экспертизы финансового состояния и платежеспособности подведомственных организаций и по каждой неплатежеспособной организации принимается одно из следующих решений:
о досудебном оздоровлении;
о ликвидации;
о реорганизации;
о нецелесообразности досудебного финансового оздоровления и инициировании подачи в суд заявления о возбуждении дела об экономической несостоятельности (банкротстве).
В дальнейшем комиссии осуществляют контроль за утверждением и реализацией планов досудебного финансового оздоровления, санации, ликвидации, выполнением условий мировых соглашений. В случае необходимости они вправе провести экспертизу соответствующих планов и оперативно принять альтернативные решения (например, при неэффективности досудебного оздоровления - о нецелесообразности его продолжения и инициировании подачи заявления о возбуждении дела об экономической несостоятельности (банкротстве)).

Дело об экономической несостоятельности (банкротстве)

Особенностью судебного дела об экономической несостоятельности (банкротстве) является наличие защитного периода. Эта процедура - возможность проверить имеются ли основания для проведения дальнейшей процедуры экономической несостоятельности или банкротства. Наличие данной процедуры позволило полностью исключить случаи ложного банкротства, поскольку именно на этой стадии определяются признаки криминального банкротства.
Далее следует конкурсное производство.
На этапе конкурсного производства в деле об экономической несостоятельности (банкротстве) управляющий на основании анализа хозяйственной (экономической) деятельности и анализа финансового состояния организации разрабатывает план санации, план ликвидации или готовит проект мирового соглашения, которые утверждаются собранием кредиторов).
Приоритетным вариантом для управляющего является санация должника. В случае неэффективности ее проведения следует рассматривать продажу предприятий единым имущественным комплексом, а если и такой план ликвидации окажется экономически нецелесообразным - распродажу имущества должника.
При необходимости для проведения анализа финансового состояния и платежеспособности экономический суд назначает экспертизу финансового состояния и платежеспособности должника.
В санации управляющим проводятся мероприятия финансового оздоровления, направленные на увеличение выручки и снижение затрат, реструктуризация производства, привлечение инвестиций, реализация неиспользуемого имущества, получение государственной поддержки, возможна также реорганизация должника или продажа его имущественного комплекса.
Законом определяются и основные меры по восстановлению платежеспособности должника в процессе санации. В качестве одной из таких мер предусмотрено увеличение уставного фонда должника - акционерного общества путем выпуска дополнительных акций. Закон установил особенности выпуска дополнительных акций:
- увеличение уставного фонда путем выпуска дополнительных акций включается в план санации исключительно по ходатайству общего собрания акционеров;
- в случае получения этого ходатайства управляющий обязан созвать собрание кредиторов для его рассмотрения;
- размещение выпуска дополнительных акций должника может осуществляться только путем проведения закрытой подписки среди его акционеров. При этом ее продолжительность не может превышать трех месяцев.
Эти особенности исключают нарушения прав акционеров, а также практику рейдерских захватов обществ через вышеуказанные процедуры.
Вообще направленность национального законодательства такова, что должна быть создана такая среда, чтобы процедура банкротства не применялась для необоснованного отстранения собственника от управления своим бизнесом, захвата чужого имущества.
Если должник осознал, что у него есть кризисные явления в бизнесе, он должен иметь возможность воспользоваться благоприятными условиями защитного периода и санации и восстановить свою платежеспособность.
Если такие процедуры невозможны или если их осуществить не удалось, должны наступать процедуры банкротства (ликвидации), причем со всей неотвратимостью.

Единый реестр сведений о банкротстве

В республике создан и уже более двух лет действует Единый реестр сведений о банкротстве.
В реестре сконцентрированы сведения по всем по делам о банкротстве.
Любое заинтересованное лицо может найти в Интернете информацию о любом субъекте хозяйствования, находящемся в процедуре банкротства, перечне реализуемого имущества, времени и месте торгов, сведения о всех управляющих республики и работающих в конкретных делах, принятых судом решениях по делу и многое другое.

Антикризисные управляющие

В республике деятельность по антикризисному управлению могут осуществлять как физические, так и юридические лица. Практика проведения процедур антикризисными компаниями показывает большую эффективность, за счет наличия команды юристов, экономистов аудиторов и т.д.
Такие компании приходят на проблемное предприятие, где зачастую отсутствует внятный бухгалтерский учет, выбыло в неизвестном направлении имущество, не выплачена заработная плата, имея знания законов бизнеса, рискуя при этом своим имуществом, репутацией и подчас личной безопасностью.
Задача управляющего - поставить правильный "диагноз" предприятию и провести его санацию, а если затраты на поддержание организации на плаву превышают отдачу от них, то ликвидацию.
В связи с этим вопросы деятельности управляющих и их назначения занимают значительное место в законодательстве об экономической несостоятельности (банкротстве).



Сохранение...